Статьи

Алюминий — история и современность. Часть V


Алюминий — история и современность (Часть V)

В конце 19 и начале 20 века алюминиевая лихорадка охватила практически весь мир — во многих странах, как грибы после дождя, начали возникать предприятия по производству алюминия и его сплавов, а также заводы добычи и переработки глинозема. Россия не стала исключением — в стране появилось несколько мелких частных заводов. Однако основной объем поставок алюминия приходился на импортные закупки.

Свой алюминий

На этапе становления отечественная алюминиевая промышленность развивалась очень медленно. Так, частный литейный завод в Самаре, открытый в 1889 году, не выдержал конкуренцию европейского металла — руководство страны предпочитало покупать алюминий, а не производить. Та же участь постигла и многие другие предприятия — частные инвестиции не могли покрыть расходов на становление, поддержку и развитие довольно дорогих предприятий, это было возможно только при содействии государства.

Среди смельчаков, решивших изменить позицию отечественного алюминия, оказался Б.Г. Сломницкий, купец 11 гильдии. Предприниматель был возмущен тем фактом, что зарубежные «синдикаты» попросту грабят государственную казну, устанавливая непомерно большую цену на алюминий. А необходимость создания собственной алюминиевой отрасли казалась купцу очевидной — передовые страны уже начали снабжать свои армии новыми видами оружия, сконструированного с использованием этого металла. Усовершенствовать же отечественное вооружение за счет импортного алюминия было просто невозможно из-за ценовых накруток иностранных поставщиков.

Свои мысли по поводу «гонки алюминиевых вооружений» Сломницкий изложил в прошении на имя Военного министра России, которое было направлено адресату в январе 1906 года. В прошении предлагалось инвестировать определенную сумму денег на строительство предприятия по производству алюминия с предварительной мощностью до 3000 тонн в год. Сломницкий готов был подписать договор с оборонным ведомством, согласно которому новоявленное предприятие должно было поставлять на военные нужды до 2000 тонн алюминия в год, причем по цене значительно ниже импортной. Но предложение предпринимателя отклонили. Мотивация была простой: алюминий — металл непрочный и для производства оружия не подходит.

Однако в 1911 году министерство обороны получает любопытное сообщение: в Германии был разработан сверхпрочный сплав алюминия, дюралюмин, который уже начал применяться для создания новых моделей самолетов. В докладной к председателю Совета Министров П.А. Столыпину министр обороны В.А. Сухомлинов подчеркивает необходимость становления отечественных предприятий по производству «крылатого металла».

Дюраль по-русски

Впрочем, известие о появлении дюраля получили не только руководящие органы страны. Для многих российских промышленников, следящих за развитием зарубежной алюминиевой отрасли, достижения немецких металлургов послужили своеобразным сигналом к мобилизации творческих и научных ресурсов — каждый хотел создать еще более прочный сплав, альтернативу заграничному металлу. Первым разработку алюминиевых сплавов начал Петербургский Патронный завод — с 1910 по 1913 год в лабораториях предприятия выпускался так называемый «гильзовый алюминий». Однако до «крылатого металла» ему было пока далеко.

А вот металлургам Латунного и меднопрокатного завода товарищества Кольчугина (завод им. С. Орджоникидзе) удалось создать первый советский дюралюминий. Правда, не без помощи другого, научно-исследовательского ведомства... Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) был создан в 1918 году для разработки и конструирования авиационной техники. Разумеется, особый интерес для ЦАГИ представляли цельнометаллические самолеты «Юнкерс» немецкого производства. Ученым удалось раздобыть фюзеляж такой машины — его разобрали в буквальном смысле слова по частичкам, чтобы раскрыть секрет таинственного сплава. Данные передали кольчугинским литейщикам. В результате в 1922 году в СССР появился кольчугалюминий — сплав, аналогичный дюралю. Отечественный крылатый металл отличался от немецкого иными пропорциями меди и марганца и добавлением никеля, однако, по своим техническим свойствам (прочность, гибкость и долговечность) он нисколько не уступал дюралю.

Именно тогда «крылатый металл» становится одной из приоритетных тем правительственных заседаний. Вопрос о становлении и развитии отечественной алюминиевой промышленности перед чиновниками Главного управления Военной Промышленности поставил И.И. Сидорин, ставший впоследствии директором Всесоюзного института авиационных материалов. Статус советского алюминия как «главного» металла был утвержден — при Высшем комитете народного хозяйства была создана Комиссия по алюминию. Открытыми оставались два вопроса — где этот алюминий взять (ведь заводов по производству металла в стране практически не было), и из чего этот алюминий плавить…

В поисках месторождений

Для становления отечественной алюминиевой промышленности было необходимо сырье — глинозем, из которого выплавляется металлический алюминий. А значит, «положить начало» советской алюминиевой промышленности предстояло геологам. В 1916 году в Тихвинском районе Ленинградской области было обнаружено богатое месторождение бокситов. Фактически, оно и стало первым союзным «источником» алюминия. На Тихвинских месторождениях стали строиться заводы по добыче глинозема, где отрабатывались технологии и методы получения алюминиевого сырья.

Следующий знаковый этап в поисках бокситов ознаменовался открытием Н.А. Каржавина — он нашел алюминиевую руду на Урале. Только нашел не в рудниках, а… в музее. Молодого геолога заинтересовал осколок некой породы из числа экспонатов провинциального хранилища. Руду ему представили как «железную», но с низким содержанием металла. Но Каржавина интересовало вовсе не железо — он решил проверить образец на наличие в нем алюминия. Интуиция не подвела геолога — бедная железом руда оказалась бокситовой.

По рекомендациям Каржавина на Урал были отправлены геологические экспедиции, которые открыли несколько бокситовых месторождений, впоследствии они были объединены в Северо-Уральский бокситовый район. Позже алюминиевую руду нашли и в других областях России — открылись Северо-Онежское, Южно-Тиманское и Курское месторождения.

Сырья для становления отрасли было достаточно. Пришла очередь заводов…

21 мая 2007 г.