Статьи

Алюминий — история и современность. Часть VI


Алюминий — история и современность. Часть VI

Тридцатые годы прошлого столетия ознаменовались строительством сразу нескольких крупных алюминиевых предприятий на территории СССР. Фундамент для этих гигантов создавал ленинградский завод «Красный Выборжец» — перед его сотрудниками была поставлена задача разработать технологию производства металла, которая впоследствии будет использоваться в промышленности. В 1929 году  завод представил свои первые слитки алюминия весом в восемь килограмм.  Это достижение было немедленно определено в класс «всесоюзных» и «крупнейших» — слитки стали музейными экспонатами, а последующая алюминиевая продукция «Красного Выборжца» использовалась для изготовления памятных подарков политическим и культурным деятелям.

Алюминий из Волхова

Опыт завода «Красный Выборжец» показал, что перспектива становления алюминиевой промышленности в СССР довольно велика. Тем более, что в Тихвинском районе уже начались работы  по освоению бокситовых месторождений: к разработке оптимальных схем выработки глинозема присоединились ведущие исследовательские институты СССР.

Наряду с проблемой переработки бокситов ученых заинтересовал и вопрос модернизации электролизеров — работа над улучшением установок западного образца велась с 1928 по 1930 годы на ленинградских литейных заводах. Теоретическая база алюминиевого производства была разработана, оставалось только  применить ее на практике. В 1929 году постановлением Совета Труда и Обороны СССР было принято решение о строительстве Волховского алюминиевого завода, который уже в 1932 году был сдан в эксплуатацию.

Место для строительства было выбрано не случайно — неподалеку находилось Тихвинское месторождение бокситов, что обеспечивало поставку сырья для производства. Предусмотрели конструкторы и «энергетический фактор» — завод должен был «питаться» от недавно запущенной Волховской ГЭС. Проект строительства Волховского завода вызвал широкий резонанс в обществе — о нем писали многие союзные печатные издания. День, когда Волховский завод выпустил первую партию «самолетного металла» (14 мая 1932 года) считается днем рождения отечественной алюминиевой промышленности. Через восемь лет на Тихвинских рудниках появился Бокситогорский глиноземный завод — промышленные методы получения глинозема позволили повысить эффективность работы Волховского завода, объемы его продукции стали стремительно расти.

Крупномасштабное строительство

Почти параллельно с Волховским шло строительство Днепровского алюминиевого завода, который был запущен в 1933 году. Этот промышленный комплекс находился неподалеку от днепровской ГЭС, которая и снабжала его электроэнергией, а «арсенал» производства состоял из сорока электролизеров. На протяжении следующих пяти-шести лет Волховский и Днепровский заводы удерживали звание крупнейших, и, пожалуй, единственных алюминиевых предприятий союзного масштаба. Строительству новых заводов препятствовали два обстоятельства — недостаток электроэнергии и отсутствие альтернативных бокситовых месторождений.

Ситуация изменилась с открытием больших запасов боксита на Урале — в 1939 году там был запущен Уральский алюминиевый завод. Это было первое широкопрофильное предприятие, которое специализировалось на производстве глинозема, первичного алюминия и различных изделий из металла. Уже в первые годы работы мощность предприятия составила около 70 тысяч тонн глинозема и 25 тысяч тонн металлического алюминия — результаты по тем временам впечатляющие.

В сороковые годы прошлого века в СССР появилось еще несколько алюминиевых предприятий, в числе которых — Богословский, Новокузнецкий и Ступинский заводы.

Военное время

Великая Отечественная Война внесла существенные коррективы в развитие алюминиевой промышленности СССР — с одной стороны, стране было необходимо увеличение поставок «авиационного металла» (для строительства военных самолетов и модернизации прочих видов вооружений), в то же время наступление неприятельских армий привело к необходимости эвакуировать некоторые предприятия.

Осенью 1941 года началась эвакуация Волховского алюминиевого и Тихвинского глинозёмного заводов — оборудование предприятий было демонтировано, разделено и отправлено в Свердловск и Каменск-Уральский. Часть техники была доставлена на строительную площадку Богословского завода. Туда же впоследствии привезли установки Днепровского алюминиевого завода, который тоже подвергся срочной эвакуации в 41-м году. Остальную часть оборудования принял Уральский завод — там же разместили днепровскую технику, которая легла в основу второй производственной линии уральского гиганта.

Находящиеся в тылу алюминиевые предприятия неоднократно пытались повысить объемы производства, но металла в стране катастрофически не хватало. Пришлось прибегнуть к помощи союзных стран — в годы войны СССР получил около 301 тысяч тонн алюминия по системе ленд-лиза (долгосрочного долга) от США. Тем не менее, отечественные предприятия продолжали работать над совершенствованием технологий производства и качества советского алюминия — металлурги осознавали тот факт, что послевоенное время потребует максимально оперативной реабилитации отрасли.

Нефелин — доступная альтернатива

После войны восстановились практически все крупные алюминиевые предприятия, а поскольку для развития оборонной, авиационной и машиностроительной промышленности алюминия требовалось все больше и больше, то в скором времени к ним прибавились Надвоицкий, Кандалакшский, Волгоградский алюминиевые заводы, а на многих действующих металлургических предприятиях открылись подразделения по выплавке «самолетного металла». Казалось бы, теперь у СССР появились все шансы вырваться в мировые лидеры мировой алюминиевой промышленности, однако возникла серьезная проблема — переработка бокситов требовала больших средств, и, к тому же, эта технология оставляла большое количество побочных продуктов, что снижало эффективность производства.

Эту проблему попытались решить металлурги Пикалевского глиноземного завода — в 1959 году там была создана экспериментальная база по разработке технологии производства глинозема из нефелина. Результаты превзошли все ожидания — появление альтернативного сырья способствовало снижению стоимости и увеличения объемов производства металлического алюминия. В то же время выплавка металла из нефелина позволяла получить одновременно соду, поташ и цемент — продукты, востребованные во многих промышленных областях.

Опыт Пикалевского глиноземного завода «пришелся ко двору» многим ведущим глиноземным и алюминиевым предприятиям страны, а сама технология производства стала настоящим советским ноу-хау, которое широко применяется и в современном алюминиевом производстве.

21 мая 2007 г.