Статьи

Перспективы использования алюминия в автомобильной промышленности Часть I.


Перспективы использования алюминия в автомобильной промышленности. Часть 1

Звание «самолетного металла» для современного алюминия — полуанахронизм: не теряя позиций в небе, этот легкий и практичный материал с каждым годом становится все более востребованным в автомобильной промышленности. Многочисленные автоконцерны заявляют о новейших технологиях, способных сделать машины еще более быстрыми, маневренными, экономичными и безопасными, причем в основе большинства фирменных ноу-хау лежит именно применение алюминия.

 

Если верить аналитикам, то в 90-х годах прошлого века типовая легковая иномарка содержала примерно 50 килограммов «самолетного металла», а в 2005 году среднестатистический автомобиль «возил» уже 132 килограмма алюминия. Более того, процесс замены «тяжелых» металлов на более легкий и практичный алюминий наращивает обороты: эксперты прогнозируют среднее увеличение общего объема алюминия в легковом автомобиле в ближайшее время еще на 25 килограммов.

 

Красивый? Легкий!

В основном алюминий используется для «облегчения» автомобиля, что в свою очередь влияет на улучшение его скоростных свойств и экономичность. Дело в том, что вес железных «танков на колесах» негативно влиял на потребление топлива, соответственно, сильно снижал потребительскую лояльность. Решение этой проблемы предложил концерн Ford — с 1969 года все автомобили данной марки стали комплектоваться двигателями из алюминиевого сплава. Со временем разработчики заменили около 35% металлических элементов автомобилей на алюминиевые, снизив тем самым вес машин.

 

А вот первым легковым автомобилем с алюминиевым кузовом стал Land Rover. «Пилотный» вариант внедорожника был выпущен в 1947 году, а уже через год автомобиль «щеголял» кузовом из английского алюминиевого сплава Birmabright перед посетителями авто-выставки в Амстердаме. Однако блистательный дебют Land Rover сменился разочарованием: попытка новинки выйти на американский рынок провалилась из-за оценки западных аналитиков — алюминиевый кузов недостаточно прочен, а значит, небезопасен для водителя и пассажиров. В результате компания решила отказаться от крылатого металла — экспортная политика требовала определенной гибкости в плане «инноваций».

 

Алюминий — не роскошь, а… средство экономии!

Девяностые годы привнесли в автомобильную промышленность новые подходы — теперь разработчики крупнейших автокомпаний стали руководствоваться четырьмя основными принципами: безопасность, комфорт, экономичность и… экология. Впрочем, последние два принципа взаимосвязаны — чем меньше топлива потребляет автомобиль, тем меньше он загрязняет природу вредными выхлопами.

 

Ярым приверженцем такого подхода выступила компания Audi. В 1994 году разработчики фирмы освоили новую технологию производства рамы Aluminium Space Frame и создали на ее основе первый серийный автомобиль с алюминиевым кузовом Audi A8. Машина произвела настоящий фурор на рынке — ее красоту и легкость по достоинству оценили и критики, и рядовые автолюбители. А в 2000 году Audi представила автолюбителям алюминиевый автомобиль второго поколения — А2. Технология ASF в данном проекте была усовершенствована — машина значительно убавила в весе. К сожалению, легкий алюминий спровоцировал весьма «тяжелую» цену на автомобиль, поэтому, несмотря на все свои достоинства А2, так и не стала популярной.

 

Опыт Audi стал показательным для многих автомобильных компаний. За счет «алюминиевой диеты» существенно «похудели» некоторые модели BMW, Volvo, Jaguar. Причем речь идет не только о кузовах, но и об отдельных деталях. Например, в 2003 году стартовал совместный проект российской группы Института проблем суперпластичности металлов и литейной компании Robinson Foundry по отработке технологии ЖГИП-отливки автомобильных деталей — российские ученые смогли разработать способ упрочнения алюминиевых сплавов, который заинтересовал разработчиков General Motors и Honda.

 

Еще одна «алюминиевая» коалиция — General Motors Corp., Ford Motor Co. и DaimlerChrysler AG — разработала проект научной лаборатории по созданию новых сверхлегких и прочных сплавов исключительно для автомобилей. Автоконцерны смогли привлечь к проекту ведущие мировые алюминиевые заводы — Alcoa Inc., Alcan Aluminum Corp., Kaiser Aluminum and Chemical Corp и другие.

 

Изменяются и способы получения алюминиевого «сырья» для кузовов и запчастей — если раньше это был дорогостоящий первичный алюминий (что, в общем-то, и тормозило внедрение крылатого металла в машиностроение), то теперь используют в основном алюминий вторичный. По данным организации Aluminum Association's Auto & Light Truck Group основной процент алюминия используется для создания двигателей, бамперов и колесных дисков.