Статьи

Перспективы использования алюминия в автомобильной промышленности Часть II.


Перспективы использования алюминия в автомобилестроении. Часть 2

В начале 2008 года мировую автопромышленность в буквальном смысле слова потрясла перспектива банкротства — цены на сталь, которая по-прежнему является основным «автомобильным» материалом, выросли в среднем на 30-40% и продолжают неуклонно расти. Для многочисленных автоконцернов это означает одно — себестоимость производства также вырастет, а вместе с ней взлетят цены на автомобили.

 

В условиях «стального» кризиса автопромышленность раскололась на два лагеря: одни заявили о готовности переквалифицироваться на производство автомобилей класса люкс, как это сделала китайская фирма Great Wall. Другие же бросились искать замену дорогой стали, отбирая альтернативные материалы не только по стоимости, но и исходя из критериев улучшения качеств автомобилей. Абсолютным фаворитом в этом плане сегодня становится алюминий.

 

Скорость с легкостью…

Одна из самых интересных страниц истории автомобильного алюминия связана с немецким концерном BMW — вернее, с его знаменитыми гоночными BMW 328 ММ, которые были сконструированы в 1937 году специально для участия в ралли Берлин-Рим-Берлин. Существует легенда, что своим рождением четыре сверхлегкие машины обязаны Гитлеру и Муссолини — спор о том, кто выиграет гонку, поднял на ноги лучших конструкторов BMW. Так вот, кузова немецких болидов были созданы итальянским автоателье Carozzeria Touring из листов сплава алюминия и магния. Они выбивались вручную на деревянных болванках и устанавливались на алюминиевую раму. Результат превзошел все ожидания — гонку Берлин-Рим-Берлин BMW 328 ММ не выиграли (ее отменили), а вот взять первые места на Ле-Ман и Милле Мильо им удалось.

 

Сегодня BMW продолжает держать «алюминиевую диету», причем этот металл используется не только в конструкциях кузова, но и в основных элементах автомобилей концерна. Так, мотор новинки этого года BMW X6 полностью сделан из алюминия, за счет чего автомобиль заметно убавил в весе. А вот в плане мощности алюминиевый двигатель даст фору многим стальным аналогам: двойной турбонаддув, мощность 407 л.с. и разгон достаточного тяжелого автомобиля до 100 км/ч за 5,4 секунды — более чем достойные показатели.

 

Сегодня алюминий становится обязательной основой в концепции создания скоростных автомобилей — спорткары давно «отказались» от тяжелой стали. В результате на мировых авто-подиумах появились такие звезды, как Jaguar XKR-S (кузов которого полностью сделан из алюминиевого сплава), Ferrari K.O 7 и K.O 8 (из углепластика и некрашенного алюминия), Lexus SC (из алюминия и карбоновых панелей). Встречаются и довольно амбициозные проекты — например, автомобиль-амфибия Rinspeed Squba. За счет легкого алюминиевого кузова этот агрегат прекрасно держится на плаву.

 

И это только начало — доля алюминиевых элементов в конструкциях современных автомобилей неуклонно растет. В принципе, увеличение цены на сталь лишь форсировало общемировую тенденцию использования самолетного металла в автостроении. Растущий спрос на автомобильный алюминий спровоцировал изменение методов получения алюминиевого «сырья» для кузовов и запчастей — если раньше это был дорогостоящий первичный алюминий (что, в общем-то, и тормозило его внедрение в машиностроение), то теперь используют в основном вторичный.