Статьи

Перспективы использования отечественного алюминия в мировом авиастроении


Перспективы использования отечественного алюминия в мировом авиастроении

Алюминий с каждым годом становится все более востребованным в мировой промышленности: об этом свидетельствует стабильное увеличение объема производства металла. Если по данным Международного института алюминия (International Aluminium Institute, IAI) в начале 2007 года в мире было выпущено 6,258 млн. тонн, что на 7,5% больше, чем в 2006 году, то в начале 2008 года только в России производство алюминия выросло на целых 10,8%.

 

Отчасти такой своеобразный алюминиевый бум связан с не меньшими темпами роста авиапромышленности. Как и в России, так и во всем мире наблюдается тенденция замены устаревших моделей гражданских и военных самолетов более технологичными и функциональными аппаратами с улучшенными характеристиками аэродинамики, легкости, безопасности и, что немаловажно, экономичности, ведь цены на горючее продолжают расти. А это означает, что краеугольным камнем в разработках авиаконструкторов становятся новые алюминиевые сплавы — еще более прочные, еще более легкие, еще более доступные в плане производства и обработки. Не удивительно, что крупнейшие производители самолетов — такие как Airbus и Boeing — постоянно заключают договора о совместных научных разработках с ведущими алюминиевыми заводами. Как правило, это отечественный гигант «Российский Алюминий» и известная американская корпорация Alcoa.

 

Последняя, кстати, заявила о том, что производство авиационного алюминия с 2005 года становится приоритетным направлением в деятельности компании: в течение полутора лет Alcoa увеличила объемы производства авиационных сплавов на 50%, инвестировав в подразделение 60 млн. долларов США. Руководители компании аргументировали этот шаг перспективой роста спроса на алюминиевые сплавы со стороны авиаконструкторов: по их оценке в ближайшие несколько лет грядет настоящий бум в отрасли самолётостроения. Причем аналитики Alcoa подчеркнули, что увеличение расхода алюминия произойдет по большей части за счет увеличения средних размеров гражданских самолетов и появления новых моделей военных самолетов, например целой группы микро-реактивных аппаратов. В результате, по данным некоторых обозревателей рынка, уже к 2007 году около 95% авиационных сплавов, используемых в мировом авиастроительстве, принадлежали компании Alcoa.

 

Тем не менее, со временем ситуация на международном рынке «крылатого металла» стала меняться: с разработками Alcoa стал серьезно конкурировать российский алюминий, а точнее, авиационные сплавы, которые были созданы отечественными металлургами.

 

Российский алюминий — проверка на прочность

Большие самолеты — это выгодно: освобождаются взлетно-посадочные полосы, уменьшаются расходы топлива. Но большие самолеты — это еще и большие нагрузки на крылья и фюзеляжи лайнеров, а значит, высокая вероятность появления трещин при увеличении размеров самолета старой конструкции. Проблема в авиации не новая — концепцию «безопасной повреждаемости», согласно которой проектирование воздушного судна предусматривает появление трещин, не приводящих к разрушению конструкции, применила компания Boeing, а затем и многие другие авиазаводы. Само собой, что такая концепция, а, вернее, ее реализация, ужесточила требования к алюминиевым сплавам. Чем не преминула воспользоваться Alcoa, увеличив инвестиции на разработку новых «крылатых металлов».

 

Однако усилия Alcoa хоть и были замечены на мировом авиарынке, однако к абсолютной победе компанию не привели: в научно-производственную гонку вмешался Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ) в кооперации с компанией «Русский Алюминий». Отечественные металлурги представили миру новый высокопрочный ковочный сплав «1933», а авиаконструкторы четко обозначили сферу его применения — изготовление силового каркаса фюзеляжей самолетов (узлы, несущие в себе примерно половину веса всего самолета). Это, пожалуй, самые сложные по техническому исполнению элементы воздушного судна, однако сплав «1933» показал великолепные результаты и в плане производства каркасов, и в плане дальнейшей эксплуатации.

 

Триумф российского алюминия — договор с Airbus на поставку металла для знаменитых гигантов самолетного мира — аэробусов А-340 и самого большого самолета в мире А-380. Позже сплав «1933» был принят компанией Airbus как основной при серийном производстве силовых каркасов всех новых моделей самолетов авиаконцерна. Российские сплавы постепенно вытесняют из цехов Airbus американские аналоги: не так давно руководители компании заявили о заключении договора с компанией СУАЛ о поставках авиационного алюминия, которые должны начаться уже в 2009 году.

 

Интерес к российским сплавам сегодня проявляют и British Aerospace, и знаменитый Boeing — специалисты этих компаний совместно с российскими металлургами и авиаконструкторами тестируют различные конструкции крыла с применением сплава «1933» и еще двух отечественных разработок: сплава «B96ц-3», из которого создаются массивные профили и плиты, и сплава «1163», который характеризуется высокой стойкостью к развитию трещин. Перевод европейских крыльев на русский алюминий пока только начался, однако уже сейчас можно с уверенностью говорить о том, что отечественные сплавы имеют неплохие перспективы в мировой авиапромышленности.