Перспективы использования отечественного
алюминия в мировом авиастроении
Алюминий с каждым годом становится все более востребованным в мировой промышленности: об этом свидетельствует стабильное увеличение объема производства металла. Если по данным Международного института алюминия (International Aluminium Institute, IAI) в начале 2007 года в мире было выпущено 6,258 млн. тонн, что на 7,5% больше, чем в 2006 году, то в начале 2008 года только в России производство алюминия выросло на целых 10,8%.
Отчасти такой своеобразный алюминиевый бум связан с не меньшими темпами роста авиапромышленности. Как и в России, так и во всем мире наблюдается тенденция замены устаревших моделей гражданских и военных самолетов более технологичными и функциональными аппаратами с улучшенными характеристиками аэродинамики, легкости, безопасности и, что немаловажно, экономичности, ведь цены на горючее продолжают расти. А это означает, что краеугольным камнем в разработках авиаконструкторов становятся новые алюминиевые сплавы — еще более прочные, еще более легкие, еще более доступные в плане производства и обработки. Не удивительно, что крупнейшие производители самолетов — такие как Airbus и Boeing — постоянно заключают договора о совместных научных разработках с ведущими алюминиевыми заводами. Как правило, это отечественный гигант «Российский Алюминий» и известная американская корпорация Alcoa.
Последняя, кстати, заявила о том,
что производство авиационного алюминия с 2005 года становится приоритетным
направлением в деятельности компании: в течение полутора лет Alcoa увеличила объемы производства авиационных сплавов на
50%, инвестировав в подразделение 60 млн. долларов США. Руководители компании
аргументировали этот шаг перспективой роста спроса на алюминиевые сплавы со
стороны авиаконструкторов: по их оценке в ближайшие несколько лет грядет
настоящий бум в отрасли самолётостроения. Причем аналитики Alcoa
подчеркнули, что увеличение расхода алюминия произойдет по большей части за
счет увеличения средних размеров гражданских самолетов и появления новых
моделей военных самолетов, например целой группы микро-реактивных
аппаратов. В результате, по данным некоторых обозревателей рынка, уже к 2007
году около 95% авиационных сплавов, используемых в мировом авиастроительстве,
принадлежали компании Alcoa.
Тем не менее, со временем ситуация на международном рынке «крылатого металла» стала меняться: с разработками Alcoa стал серьезно конкурировать российский алюминий, а точнее, авиационные сплавы, которые были созданы отечественными металлургами.
Российский алюминий — проверка на прочность
Большие самолеты — это выгодно: освобождаются взлетно-посадочные полосы, уменьшаются расходы топлива. Но большие самолеты — это еще и большие нагрузки на крылья и фюзеляжи лайнеров, а значит, высокая вероятность появления трещин при увеличении размеров самолета старой конструкции. Проблема в авиации не новая — концепцию «безопасной повреждаемости», согласно которой проектирование воздушного судна предусматривает появление трещин, не приводящих к разрушению конструкции, применила компания Boeing, а затем и многие другие авиазаводы. Само собой, что такая концепция, а, вернее, ее реализация, ужесточила требования к алюминиевым сплавам. Чем не преминула воспользоваться Alcoa, увеличив инвестиции на разработку новых «крылатых металлов».
Однако усилия Alcoa хоть и были замечены на мировом авиарынке, однако к абсолютной победе компанию не привели: в научно-производственную гонку вмешался Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ) в кооперации с компанией «Русский Алюминий». Отечественные металлурги представили миру новый высокопрочный ковочный сплав «1933», а авиаконструкторы четко обозначили сферу его применения — изготовление силового каркаса фюзеляжей самолетов (узлы, несущие в себе примерно половину веса всего самолета). Это, пожалуй, самые сложные по техническому исполнению элементы воздушного судна, однако сплав «1933» показал великолепные результаты и в плане производства каркасов, и в плане дальнейшей эксплуатации.
Триумф российского алюминия — договор
с Airbus на поставку металла для знаменитых гигантов
самолетного мира — аэробусов А-340 и самого большого самолета в мире А-380. Позже
сплав «1933» был принят компанией Airbus как основной
при серийном производстве силовых каркасов всех новых моделей самолетов авиаконцерна. Российские сплавы постепенно вытесняют из цехов
Airbus американские аналоги: не так давно
руководители компании заявили о заключении договора с компанией СУАЛ о
поставках авиационного алюминия, которые должны начаться уже в 2009 году.
Интерес к российским сплавам
сегодня проявляют и British Aerospace,
и знаменитый Boeing — специалисты этих компаний
совместно с российскими металлургами и авиаконструкторами тестируют различные
конструкции крыла с применением сплава «1933» и еще двух отечественных
разработок: сплава «B96ц-3», из которого создаются массивные профили и плиты, и
сплава «1163», который характеризуется высокой стойкостью к развитию трещин.
Перевод европейских крыльев на русский алюминий пока только начался, однако уже
сейчас можно с уверенностью говорить о том, что отечественные сплавы имеют
неплохие перспективы в мировой авиапромышленности.