Статьи

Применение алюминия в производстве колесных дисков. Литые диски. Часть III


Применение алюминия в производстве колесных дисков. Часть III. Штампованные диски.

За последние несколько лет «самолетный металл» стал бесспорным фаворитом мирового автопрома – стремление существенно облегчить вес, снизить потребление горючего и повысить скорость и маневренность автомобилей привело к тому, что все больше стальных агрегатов стали заменяться аналогами из алюминиевых сплавов. В числе первых алюминиевую обновку «примерили» автомобильные колеса.

 

Технология литья в одночасье завоевала огромную популярность среди промышленников, а литые диски были приняты на ура как любителями тюнинга, так и простыми автолюбителями, но… Вскоре выяснилось, что у легких и красивых литых дисков есть существенный изъян – хрупкость. Этот недостаток стал особенно заметен на российских дорогах – плохое качество дорожного полотна нередко провоцировало появление широких трещин, не поддающихся ремонту. И вполне возможно, что тяжелая сталь вернула бы утраченные позиции в автомире, если бы не появилась новая технология изготовления легкосплавных дисков – горячая объемная штамповка или ковка.

 

Технология изготовления штампованных алюминиевых дисков

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что понятие «ковка» несколько не соответствует той технологии обработки алюминиевых заготовок, которая обеспечивает дискам прочность – метод горячей штамповки предполагает поэтапное воздействие на заготовки прессами, с усилием от 6 до 20 тысяч тонн и «штампами» весом около 10 тонн. После каждого цикла ударов заготовки заново раскаляются в высокотемпературных печах.  Процесс лишь отчасти напоминает ковку – прессы берут на себя роль «молота», а автоматические печи – «горнила». Чтобы выдержать такую обработку, да еще и принять требуемую форму, металл должен быть очень пластичным – для достижения этого качества алюминий сплавляется с магнием. В результате образуется очень легкий, многослойный, волокнистый материал, который не «лопается» от ударов, а только гнется, и то, если сила внешнего воздействия очень высока.

 

Колесные диски, изготовленные подобным методом, процентов на 20 легче литых аналогов, а стальные штампованные диски по сравнению с ними весят на 30%-50% больше. Средний штампованный алюминиевый диск «тянет» на пять с половиной килограммов, а толщина его стенок – около 3 миллиметров.

 

Технология горячей объемной штамповки является основной для изготовления колесных дисков в России. На западе предпочитают альтернативный вариант - холодное формирование или, как его еще называют, метод раскатки. Тем не менее, именно российские штампованные диски были признаны рядом стран как лучшие в отношении цены и качества изделия. Они поставляются, например, в Японию, Италию и США для заводской комплектации автомобилей известных марок.

 

Отечественный рынок алюминиевых штампованных дисков

Российские легкосплавные штампованные диски «прогремели» на весь мир в 1995 году, когда на чемпионате Японии по кольцевым гонкам первой к финишу пришла машина, «экипированная» необычайно легкими, но очень прочными сверкающими дисками. Ровно через год российская фирма «Ступинская металлургическая компания» (СМК) выставила те самые диски под маркой «АВИАТЕХНОЛОГИЯ» на Токийском Автосалоне, где и получила Гран-при от восхищенных экспертов. С тех пор отечественные диски считаются одними из лучших в мире, а их изготовлением, наряду с СМК, в России занимается еще несколько предприятий.

 

Причем, по оценкам экспертов, производство колесных легкосплавных дисков методом горячей объемной штамповки в России представляется весьма перспективным направлением – спрос на такую продукцию возрастает с каждым годом. Впрочем, отечественные компании к повышению спроса готовы – так, например, одна из компаний, специализирующихся на производстве алюминиевых профилей и изделий для автомобильной и авиационной промышленности, «Алкоа Металлург Рус», в начале 2008 года заявила о повышении объемов производства кованых алюминиевых дисков.