Статьи

Перспективы использования алюминия в пищевой промышленности


Перспективы использования алюминия в пищевой промышленности (Часть I)

Пищевая промышленность — один их основных «потребителей» чистого алюминия: по данным исследователей, именно спрос на алюминиевую тару и упаковку в 70-80-х годах прошлого века спровоцировал существенный рост мирового производства алюминия, а сегодня на долю «пищевиков» приходится порядка 60% всего объема производства алюминиевого проката. Если же говорить о конкретных странах, то в Японии, например, на банки идет около 80% алюминия, в Бразилии — 78%, в Америке — 62%, а в Европе — примерно 41%. Россия заметно отстает по этим показателям — доля баночного алюминия составляет не больше 10%.

 

«Пищевой» алюминий делится на три группы:

  • Жесткая алюминиевая тара — те самые банки для напитков, которые стали применяться в России примерно с 1995 года и сегодня пользуются особой популярностью среди производителей пива.
  • Полужесткий упаковочный материал — контейнеры для упаковки продуктов быстрой заморозки.
  • Мягкий упаковочный материал (фольга) — на сегодняшний день представлена множеством видов, созданных за счет комбинации с различными материалами (бумагой, полиэтиленом и т.д.)

Следует отметить, что вторая группа изделий нередко включается в категорию видов алюминиевой фольги, поэтому многие производители «пищевого» алюминия предпочитают говорить о двух основных направлениях отрасли — банки и упаковка.

 

Пиво в банке — новая мода

В последние несколько лет наметилась очень явная тенденция «переливания» отечественного пива из традиционной пластиковой и стеклянной тары в алюминиевые банки. Производители самого «народного» напитка с гордостью подчеркивают в рекламных роликах достоинства «новой формы», обеспечивающей сохранность «содержания», ну а эксперты приводят еще более наглядные аргументы в пользу роста популярности алюминиевых банок: с 2003 года отечественный рынок баночной упаковки вырос в 12 раз.

 

Объяснить «баночный бум» просто — за счет внедрения новых технологий добычи и производства алюминий становится дешевле, появление новых заводов и модернизация старых предприятий повышают объемы выпуска металла, да и использованные алюминиевые банки легко перерабатываются, соответственно, использование алюминия значительно влияет на прибыль пивоваров. К тому же алюминий гораздо легче прочих материалов, характеризуется пластичностью и ковкостью, что обеспечивает широкие возможности для дизайна банки — немаловажного в условиях жесткой конкуренции фактора. Что же касается самого напитка, то, по мнению экспертов, пиво в алюминиевых банках сохраняется лучше, чем в жестяных, пластиковых или стеклянных тарах: банки производятся из очищенного алюминия, а внутренняя сторона покрывается специальным слоем, чтобы исключить контакт напитка с металлом. К тому же алюминиевые банки гораздо практичнее и безопаснее в плане транспортировки.

 

Среди наиболее крупных участников отечественного рынка алюминиевых банок следует отметить такие компании как британскую Rexam (в России действует завод фирмы «Рексам Наро-Фоминск»), российскую «Ростар» (подразделение «РУСАЛ»-а, состоящее из двух заводов — «РОСТАР-Всеволожск» и «РОСТАР-Дмитров») и польскую Can-Pack. Эксперты этих компаний отмечают явные перспективы роста рынка алюминиевых банок в России, который ежегодно увеличивается в среднем на 15%.