Статьи

Перспективы использования алюминия в производстве упаковки для пищевых продуктов


Перспективы использования алюминия в производстве упаковки для пищевых продуктов. Фольга

Алюминиевая фольга на сегодняшний день выступает одним из самых распространенных материалов в производстве упаковки для пищевых продуктов. Алюминий обладает рядом свойств, делающих его оптимальным «пищевым» металлом: алюминиевая фольга позволяет сохранить вкусовые и полезные качества всевозможных продуктов значительно дольше, чем упаковка из других материалов, при этом она удобна в использовании и отличается от жестяной или стальной тары гибкостью и легкостью.

 

Алюминий достаточно чувствителен к воздействию кислорода, но в то же время он очень устойчив к воздействию окружающей среды и практически не окисляется. Точнее, процесс окисления в данном случае проявляется в образовании на поверхности металла тончайшего слоя окисла, который препятствует его дальнейшему изменению – именно это свойство позволяет алюминиевой фольге так хорошо сохранять продукты. Кроме того, фольга характеризуется высокой теплопроводностью и блокирует свет, а также исключает «просачивание» воды (даже в виде пара), всевозможных газов и пахнущих веществ, что тоже крайне принципиально в отношении сохранности пищи.

 

Кроме того, такие качества алюминия, как мягкость, гибкость, восприимчивость к цветной печати и легкость в обработке, значительно расширяет возможности дизайнеров упаковки – алюминиевая фольга и созданные на ее основе упаковочные материалы на сегодняшний день выступают, в какой-то мере, элементами маркетинга, привлекая внимание покупателей к той или иной продукции.

 

Все эти качества дополняются относительной легкостью и доступностью изготовления алюминиевой фольги – с развитием отечественного производства алюминия и с ростом объемов выпуска металлических «полуфабрикатов», использование алюминиевой упаковки стало не только практичным, но и выгодным решением для российских пищевиков. Алюминиевая фольга изготавливается из чистого алюминия (степень очистки 99,5%) методом проката с последующим отжигом. На сегодняшний день различают два вида фольги:

  • Тонкая, толщиной 0,007 - 0,099 мм
  • Обычная – 0,015 - 0,030 мм.

Тонкая упаковка, как правило, применяется в сочетании с другими материалами (бумага, полимерная пленка и т.д.), поскольку характеризуется невысокой пористостью и, соответственно, не гарантирует полную защиту от проникновения газов, пахнущих веществ и частиц влаги. Обычная же фольга обеспечивает требуемую защиту пищевых продуктов и может применяться самостоятельно.

 

Отечественный рынок производства алюминиевой фольги

По данным экспертов, область производства алюминиевой упаковки вообще, и фольги в частности, в России сегодня находится в динамичном развитии с явными перспективами роста. Так, аналитики агентства «Инфомайн» в середине 2007 года отметили увеличение объемов выпуска фольги до 44,7 тысяч тонн, а уже к концу года этот показатель составил 55,8 тысяч тонн. Данная тенденция сохраняется и в нынешнем году.

 

По усредненным данным, пищевая промышленность потребляет только треть производимой в России и импортируемой в страну фольги. Оставшиеся две трети приходятся на долю табачной отрасли (29%), коммерческого и упаковочного сегментов (14% и 12%), а также фармацевтической промышленности и производства бытовых изделий (6% и 5%).

 

Производством алюминиевой фольги в России занимаются компании ОАО «Русал Саянал» и ОАО «Уральская фольга», входящие в состав холдинга «Российский алюминий» – это позволяет говорить о монополии на выпуск данного вида упаковочных материалов.

 

Большую часть отечественной фольги производит завод «Русал Саянал» – предприятие полного цикла мощностью 41,8 тысяч тонн продукции в год. Компания выпускает не только гладкую алюминиевую фольгу различной толщины, но и фольгу с нанесенным рисунком, а также упаковочную продукцию на основе фольги с применением различных материалов. Что характерно, если раньше большая часть продукции предприятия поставлялась на экспорт, то сегодня наблюдается явная тенденция к увеличению объемов продаж отечественной алюминиевой фольги на внутреннем рынке. Это связано с растущим спросом на качественную и доступную упаковку со стороны российских промышленников, который, кстати, не остался без внимания западных производителей упаковочных материалов на основе алюминия. За последние несколько лет на российский рынок вышло сразу несколько крупных зарубежных предприятий, предлагающих алюминиевую фольгу. Это значительно усилило конкуренцию в отрасли, что, впрочем, имеет позитивное влияние на ценообразование и качество продукции в данном промышленном сегменте.

 

Основные тенденции развития рынка алюминиевой фольги в России

На сегодняшний день в России наблюдается стабильный рост спроса на упаковочные материалы, созданные на основе алюминиевой фольги. В то же время фольга российского производства с каждым годом завоевывает все большую популярность за рубежом, что также является мощным стимулом для форсирования развития отечественного проката пищевой фольги. В связи с этим проявляются следующие тенденции рынка:

  • Объемы производства фольги в России в ближайшие время существенно возрастут: эксперты отмечают, что уже к 2010 году наша страна выйдет на третье место в общемировом рейтинге стран-производителей упаковочной продукции.
  • Существенно повысятся требования к качеству фольги за счет ужесточения санитарно-гигиенических норм во всем мире, что спровоцирует разработку новых, еще более безопасных и экологически чистых упаковочных материалов.
  • На отечественных предприятиях пищевой промышленности наблюдается переход на высокоскоростное фасовочное и упаковочное оборудование,  что может повлиять на некоторые изменения физических характеристик и формы поставки фольги.
  • Рост покупательской способности населения существенно повысит требования к оформлению упаковки, что повлияет на внедрение новых методик декорирования фольги и нанесения на ее поверхность полноцветных изображений.